- Дактиль
-
ДА́КТИЛЬ (греч. δακτυλοζ, букв. — палец) — в силлабо-тонич. системе стихосложения — метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые — безударными слогами (схема Д.: , где — ударный слог, — безударный). Кол-во стоп определяет размер дактилич. стиха (напр. 3-стопный Д.: "Сти́х, как моне́ту, чека́нь", Н. А. Некрасов). В Д., как и в др. 3-сложных размерах, часто встречаются сверхсхемные ударения; пропуски схемных ударений редки, исключ. составляет лишь 1-я стопа Д., в к-рой сильное место может считаться произвольным ("Производи́тель рабо́т / Акционе́рной компа́нии", Н. А. Некрасов). В рус. стихосложении Д. как самостоят. стопу "нисходящего метра" впервые выделил М. В. Ломоносов ("Письмо о правилах рос. стихотворства", 1739), за ним — В. К. Тредиаковский. Первые Д. на рус. яз. появляются на рубеже 17 — 18 вв. в стихотв. экспериментах иностранцев (И. Г. Спарвенфельд), затем — рус. поэтов (А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский и др.). В 18 в. Д. — основной из 3-сложных размеров; наиб. распространены 2- и 4-стопники, в этот же период появляется разностопный Д. (Н. М. Карамзин). С нач. 19 в. Д. уступает лидирующее положение др. размерам (первонач. — амфибрахию), сохраняясь в стихах с нар. тематикой и — наряду с амфибрахием и анапестом — в балладе; преимущественно разрабатываются 3- и 4-стопники (В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов и др.), в этот же период впервые появляется вольный Д. (Н. И. Гнедич). В сер. 19 в. традиции 3-стопного Д. сохраняются в песен. и романс. лирике (А. А. Фет, В. С. Курочкин), но наиб. употребительным становится чистый 4-стопник и чередование 3- и 4-стопных Д., тяготеющие к повествоват. содержанию (Н. А. Некрасов, И. С. Никитин, А. Н. Апухтин, К. К. Случевский). В нач. 20 в. Д. окончательно утрачивает свою популярность среди 3-сложных размеров; доля его в совр. поэзии крайне незначительна.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.